Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Зеленоградский административный округ

Блоги

  1. Парамонова Тамара Александровна
    Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Образование горных пород»
    ГБОУ гимназии №1528 Зеленоградского округа города Москвы

    Тема: Происхождение горных пород.
    Цель: сформировать представление о горных породах и их происхождении.
    Задачи:
    . углубление и расширение знаний учащихся о вещественном составе земной коры;
    . сформировать  знания о происхождении горных пород;
    . формировать способы деятельности учащихся: выбирать из коллекции горные породы и делать выводы об их происхождении;
    . тренировать умение работать с текстом учебника, схемами;
    . тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать.
    Планируемые результаты:
    . уметь описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород;
    . представления о происхождении магматических и осадочных горных породах, их свойствах; дополнительно: происхождение метаморфических горных пород и их свойства;
    . умение различать осадочные и магматические горные породы по внешним признакам;
    . проводить самостоятельный поиск географической информации о горных породах своей местности из разных источников и собственных наблюдений;
    . использовать приобретённые знания и умения для оценки использования минералов и горных пород человеком;
    . умение работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
    Учебные универсальные действия:
    личностные:    осознание необходимости изучения горных пород, их происхождения.
    регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
    познавательные: извлекать информацию о происхождении горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
    коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, формировать речевую деятельность, умение аргументировать свой ответ, взаимопомощь по ходу выполнения практической работы.
    Основные понятия: магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфизм, метаморфические горные породы.
    Опорные знания и умения: горные породы, их различия по внешним свойствам (гранит, базальт, кварцит, соль); минералы; разрушение горных пород под воздействием ветра и воды, образование гравия, щебня, гальки, песка, глины (природоведение); умение определять свойства минералов и горных пород (природоведение).
    Тип урока: ОНЗ ( урок открытия нового знания).
    Оборудование:
    Демонстрационный материал: коллекция горных пород и минералов, карта «Минеральные ресурсы», бутылка с газированной водой, пластилин.
     Рисунки горных пород и минералов в учебнике, карточки.
    ЭОР: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное пособие Кирилла и Мефодия.
    Ход урока
    Фронтальная работа.
    - Какой теме был посвящён наш прошлый урок? («Из чего состоит земная кора».)
    - О чём мы говорили на прошлом уроке? (1) что такое горная порода; 2) что такое минерал; 3) чем отличаются горные породы от минералов.)
    - Как вы думаете, зачем мы с вами  уделяем внимание изучению горных пород и минералов? (Они играют важную роль в жизни человека и в природе…)
    Сегодня мы продолжим разговор о горных породах, узнаем о способах их образования. Каждый из вас на уроке постарается самостоятельно сделать ещё один шаг вперёд. Возможно, у кого-то будут ошибки, но вы знаете, что, только преодолев собственные ошибки, вы сможете открыть новые знания для самих себя. Вам предстоит интересная работа! Я желаю вам успехов!
    - Как вы будете открывать новые знания?
    Фронтальная работа, работа в группах.
    - Прежде чем приступить к изучению новой темы, что надо сделать? (Надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового.)
    - Ответьте на следующие вопросы: что такое минерал? Что такое горная порода? Чем горные породы отличаются от минералов?
    Выберите из коллекции горных пород и минералов и покажите друг другу следующие горные породы: гранит, торф, песок, мрамор, базальт, каменный  уголь, мел, известняк, соль, гипс.
    - Расскажите об известных вам горных породах, назовите горные породы своей местности.
    - Какие горные породы вы встречаете ежедневно по дороге в школу?
    - Какие горные породы использованы для строительства вашего дома, окружающих зданий? Использует ли человек горные породы в быту?
    Примеры учителя.
    Грифель обыкновенного карандаша; оконные стёкла, сделанные из  кварцевого песка; природный газ, на огне которого готовят пищу; ленты в косах девочек, сделанные из газа, каменного угля; изделия из пластмасс, сделанные из нефти и т.д.
    Учитель ставит задачу: если горных пород так много, можно ли разделить их на группы и по каким признакам?
    Учащиеся называют – по цвету, весу, растворимые и нерастворимые, горючие и негорючие, характер использования человеком и др.
    Учитель: возможна классификация по способу образования.
    Работа с учебником: используя текст, составьте в тетради  схему «Горные породы по образованию». (Один ученик выполняет работу на доске.)
    Вопрос 1. Как вы думаете, как могли образоваться  магматические горные породы и почему они так названы? (рассуждения учащихся).
    Учитель: давайте представим себе образование горных пород внутри Земли? (опыт)
    Учитель демонстрирует обыкновенную бутылку с газированной водой и рассказывает: когда она закрыта, то сколько не смотри через стекло, никак не увидишь  находящийся в ней газ. Но стоит открыть пробку, как он немедленно появится и иногда вылетит с такой силой, что увлечёт за собой и часть воды. Вот так и в природе: стоит газам по трещинам найти выход на земную поверхность, как, вырываясь, они повлекут за собой закипевшую и плещущуюся магму. Теперь, когда она вылилась на поверхность и растекается по ней, её называют лавой. ( показывает пемзу).
    Работа с текстом учебника: найти материал о происхождении магматических горных пород и зачитать вслух. Сравнить данные учебника с собственными суждениями, сделать вывод.
    Вопрос 2. Как вы считаете, как могли образоваться осадочные горные породы? (рассуждения учащихся).
    Работа с текстом учебника: найти материал о происхождении осадочных горных пород и зачитать вслух. Сравнить текст учебника с собственными  суждениями и сделать вывод.
    Учитель разъясняет учащимся, что такое метаморфизм и просит их самостоятельно попытаться объяснить, как могут образоваться метаморфические горные породы.
    Учитель демонстрирует опыт: лепит из пластилина кубик, рисует на его гранях хорошо заметные квадраты будто бы образующих его кристаллов. Затем медленно сверху и снизу сдавливает кубик пальцами. При сдавливании кубик превращается в пластину, а квадратики вытягиваются по горизонтали в прямоугольники. Делается вывод: различия в структуре метаморфических и магматических горных пород и показывается гранит и гнейс.
    Первичное усвоение новых знаний. Учитель рассказывает  сказку о горных породах и их образовании, а дети по ходу рассказа  отвечают на вопросы.
    Учитель: Вы узнали о происхождении горных пород. Что теперь необходимо сделать? (Надо потренироваться в применении полученных знаний).
    Фронтальная работа, работа в группах ( по 6 человек).
    - Я предлагаю вам на тренировку практическую работу «Определение горных пород по образцам». Полученные результаты занесите в таблицы.
    Цель: научиться различать осадочные и магматические горные породы по внешним признакам.
    Последовательность выполнения работы.
    1. Определить горные породы по предложенным образцам.
    2. Названия горных пород записать в таблицу соответственно их происхождению.
    Магматические
    Осадочные

     

     

     

     

     

     3.Опишите предложенную учителем  горную породу по плану и определите, какая это горная порода по происхождению.
    План
    Описание горной породы
    1. Название.

    2. Плотная, рыхлая или сыпучая.

    3. Масса (лёгкая или тяжёлая).

    4. Цвет.

    5. Блеск.

    6. Твёрдость.

    7. Если горная порода органическая: можно ли рассмотреть следы органического происхождения


    Вывод:
    Учащиеся проговаривают вслух (тихо) каждый шаг, опираясь на эталон. Ответы уточняются, дополняются, изменяются другими детьми.
    После выполнения работы дети обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу друг друга. Обсудив полученные результаты, оценивают работу.
    Учитель. Что вы использовали при выполнении работы? (рисунки в учебнике, образцы горных пород, план описания горной породы).
    - У кого были затруднения при  выполнении этого задания?
    - На каком шаге было затруднение?
    - У кого не было затруднений и работа выполнена верно?
    - Молодцы! Вы хорошо справились с работой!
    Первичное закрепление знаний и выводы: электронное пособие Кирилла и Мефодия ( 2 мин.).
    Фронтальная форма работы.
    - Что нового вы узнали на уроке? (как образовались горные породы).
    - Какое затруднение вы испытали?
    - Как вы смогли его преодолеть?
    - Состоялось ли самостоятельное  открытие нового знания?
    - Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?
    - Помогла вам работа в группах? Поблагодарите друг друга за помощь в совместной работе.
    Проанализируйте свою работу на уроке (рефлексия).
    Учащимся предлагаются карточки:
    1. Я знаю, как образуются горные породы _______________.
    2. Я смогу описать горные породы по образцу______________.
    3. При работе в группах у нас не возникали затруднения_____________.
    4. В самостоятельной работе у меня не было затруднений____________.
    5. При работе в группах возникали затруднения (перечислить - какие)_____________.
    6.  В самостоятельной работе у меня возникали затруднения (перечислить - какие)________________.
    7.  Мне необходимо поработать над___________________.

    Домашнее задание:
    Школа географа-следопыта.  Почувствуйте себя геологами.
    Начните собирать свою коллекцию горных пород и минералов. (План работы на стр. 44 учебника).


    Список литературы
    1. Герасимова Н.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии – 6 класс, М., «Просвещение», 1991.
    2. Климанова О.А. География в таблицах 6-10 классы. Справочное пособие.  М., Дрофа, 2008
    3. Летягин А.А., Душина И.В. Программа 5-9 классы, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2013
    4. Летягин.А.А. Учебник «География – 5 класс», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2013
    5. Максимов Н.А. За страницами учебника географии, М., «Просвещение». 1988
    6. Неклюкова Н.П., Душина И.В. Физическая география. Справочные материалы, М., «Просвещение», 1994
    7. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. под редакцией Бариновой И.И. Практические работы по географии- 6-10 классы, М., «Школа-Пресс», 2001
    -

     


    .

     

  2. ~~

     


    Роль интегрированных уроков в преподавании географии  в старших классах


                                                                                Выполнила: Парамонова Тамара                          
                                                                                                      Александровна

                                               Учитель географии ГОУ        
                                                                                 гимназии № 1528 
                                                                                 Зеленоградского округа
                                                                                 города Москвы

                                                                 
     

     

     


    Зеленоград, 2012
    Оглавление

    1. Введение                                                                                                             3
    2. Теория интегрированного урока  4 
    3. Подготовка и проведение интегрированного урока                                      7
    4. Разработка интегрированного урока географии                                           10
    5. План урока                                                                                                        11
    6. Заключение                                                                                                       14
    7. Список литературы                                                                                          16

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Введение

              Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения, определённые признаки кризиса педагогики наряду с собственными закономерностями развития ставят отечественное образование перед необходимостью перемен, направление которых стараются предугадать  представители как науки, так и практики.
    Сегодня наиболее очевиден факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Сама жизнь показывает, что возможности авторитарной школы
    с жёсткой дисциплиной, с имитацией гуманистических отношений учителя и ученика, хорошо обработанной методикой страха, давлением и запретов исчерпаны. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии.
    Введение интеграции предметов в системы образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Интеграция чрезвычайно актуальна и необходима современной школе.
    Цель моего исследования заключается в определении, теоретическом обосновании и практическом подтверждении организационно-педагогических условий формирования межпредметной интеграции в образовательном процессе в старших классах.
    В соответствии с  поставленной целью на основе изучения существующей теории и практики, анализа передового педагогического опыта я сформулировала гипотезу исследования - если использовать межпредметные интегрированные уроки, то у учащихся сформируется познавательная деятельность, и они будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. 
    Задачи:
    1.  Изучить имеющиеся теоретические процессы, являющиеся основой моей работы, изучить опыт учителей, занимающихся этим вопросом.
    2. Выявить уровни мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников.
    3. Разработать практические рекомендации по созданию условий для межпредметной интеграции в образовательном процессе в старших классах.
    Объект исследования – образовательный процесс в старших классах.
    Предмет исследования – процесс формирования условий интегрирования учебных дисциплин и активизации учебно-познавательной деятельности старших школьников на основе интеграции.
    Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ педагогической, методической литературы.
    Апробация: мастер-класс для учителей географии Зеленоградского округа города Москвы  (Интегрированный  урок географии с немецким и французским языками).

    Теория интегрированного урока

    Главной целью школы является развитие личности ребёнка при приоритете сохранения его здоровья. Одним из факторов успешного развития личности и сохранения здоровья детей является создание психологического комфорта, которое предполагает наличие атмосферы творчества, сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение интеграции в организации образовательного процесса. 
    И, действительно, среди форм организации учебной деятельности, наряду с традиционным уроком, лекцией, семинаром, практикумом,- всё более важную роль занимают тематические экскурсии, творческие и научно-исследовательские детские работы и проекты и, безусловно, интегрированные уроки. При разработке и проведении интегрированных уроков используются методы и приёмы, отражающие методологию целостного подхода к деятельности учащихся.
    Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её многообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.
    Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
    Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.
    Использование межпредметных связей в системе дифференцированного, попредметного обучения способствует активизации познавательной деятельности школьников. Интеграция-это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.
    В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей. При интеграции более активно, чем в рамках традиционных предметов, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей, тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
    Такой урок положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению  знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий.
    Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, как указывает В.Н. Максимова, благодаря комплексному подходу к обучению, если соблюдаются определённые дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация задач с использованием интегрированных знаний, последовательное формирование понятий, умений на уроках с общеобразовательным содержанием, рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников старших классов.
    Используя процесс интеграции наук в школьном обучении можно достичь следующих результатов:
    1. Знания приобретают качества системности
    2. Умения становятся обобщёнными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую
    3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся
    4. Более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
    5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности
    Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, имеют преимущества для учащихся:
    - повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию;
    - позволяют систематизировать знания;
    - способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся ( логического, художественно-образного, творческого).
    Преимущества интеграции для учителя:
    - более эффективное использование учебного времени;
    - увеличение времени на отработку практических умений и навыков;
    - использование современных форм обучения;
    - повышение роста профессионального мастерства учителя.

    Подготовка и проведение интегрированного урока

    В процессе подготовки и проведения интегрированного урока принимают участие несколько учителей. Их задачи состоят в определении содержания и объёма учебного материала по тем учебным предметам, которые они излагают, согласно поставленным целям и задачам интегрированного урока; выбор форм и методов реализации учебного материала; выделение объективно существующих связей между базовыми знаниями, которые можно интегрировать. При этом необходимо учитывать специфику каждого учебного предмета и его возможностей в раскрытии общих законов, теорий, идей, которые являются интегрирующей основой нескольких учебных предметов. Необходима также координация деятельности и действий учителей в процессе подготовки и проведении интегрированного урока. В роли координатора выступает ведущий учитель по данной проблеме. В его обязанность входит, прежде всего, конструирование содержания дидактического материала, определение  его оптимального объёма и роли каждого учителя на уроке, средств их взаимодействия и активизации деятельности учеников в процессе урока, рациональной технологии реализации содержания интегрированного урока, достижение цели.
    Технология проведения интегрированного урока может быть разной. Это зависит от целей, задач и содержания урока, способов деятельности, ситуаций, которые возникают в процессе его проведения. Традиционно она такая: сообщение темы, ознакомление учеников с целями и задачами урока, вступительное слово ведущего учителя или ученика, общение учителей и учеников, комментарии, дополнение, овладение, рецензирование, подведение итогов урока. Важную роль в повышении эффективности интегрированного урока играет его учебно-материальное и техническое оснащение. Ведущий учитель в процессе урока обеспечивает высокую организацию и дисциплину учеников, их самостоятельность, активность, инициативность, демократичность, тактичность и этику общения. При этом большое значение имеет интегрированная деятельность «активных» участников урока (учеников и учителей). Глубина, логичность и последовательность их сообщений, своевременная коррекция учебно-познавательной деятельности учеников в ходе урока, объединение усилий  «активных» и «пассивных» участников (информаторов и слушателей) оказывает содействие реализации поставленных целей и задач интегрированного урока. Подведение итогов урока делает ведущий учитель вместе с учениками.
    Интегрированные уроки должны обеспечить высокую активность работы учащихся и повысить интерес в применении знаний из других областей. Такие уроки относятся к нестандартным формам урока, проводятся редко, один раз в четверть, в полгода или год, требуют подготовки и творческой инициативы группы учителей разных предметов.
    Я провела интегрированный урок географии с немецким и французским языками. Иностранный язык – особый предмет, но невозможно постичь всю глубину и сложность языковых явлений, не учитывая их психологических и социальных аспектов (языковых выражений). Интегрированный урок иностранного языка с любым другим учебным предметом повышает мотивацию при обучении языкам.
    Иностранный язык знакомит не только с культурой страны изучаемого языка (бытом, традициями, привычками другого народа), но и, оттеняя особенности своей национальной культуры путём сравнения, знакомит с общечеловеческими ценностями, то есть формирует межкультурную коммуникативную компетенцию, содействует воспитанию учащихся в контексте диалога культур.
    Формирование межкультурной коммуникативной компетенции на основе интегрированного подхода во взаимосвязи с основами иноязычной культуры предполагает:
    - углубление знаний учащихся;
    - обогащение духовного мира личности;
    - формирование таких качеств как толерантность, непредвзятость к представителям других стран и культур;
    - высокую мотивацию к дальнейшему овладению знаниями через приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка и родного края.
    Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся.

    Выводы
    1. Необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления.
    2. Обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала.
    3. Интеграция географии с иностранными языками в школе на практике используется не в полной мере, так как для этого многие учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане.


    Разработка интегрированного урока географии, немецкого и французского языков

    Предметы: география - немецкий язык – французский язык
    Учителя: Парамонова Тамара Александровна, Лошакова Ольга Ивановна, Никулицкая Татьяна Борисовна
    Класс: 11Б
    Дата: 27 ноября 2009 года
    Время: 11:00
    Тема урока: Достопримечательности Германии и Франции («Единство культур» - завершающий урок в модуле «Европа») – элективный курс  «Международные экономические отношения»
    Цель: выявить эффективность и целесообразность интегрированных уроков географии с немецким и французским языками.
    Задачи: показать значимость такого типа интеграции; выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике исходя из содержания школьных программ.
    Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания школьников на уроках географии при помощи реализации взаимосвязи с немецким и французским языками позволили сформировать гипотезу исследования.
    Гипотеза исследования: использование интегрированных уроков географии с иностранными языками позволяет повысить уровень развития умений и навыков и творческих способностей у детей.
    Оснащение: 2 листа ватмана с контурами Германии и Франции, маркеры с цветами стран, настенные карты «Германия», «Франция», презентации учащихся, атласы - 10 класс, карточки-задания.
    Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор), компьютер учителя.

    План урока

    Цель урока: закрепить умения учащихся использовать иностранные языки для получения более полной информации по странам Европы
    Задачи урока:
    1) развитие лингвистической догадки;
    2) воспитание у учащихся толерантности;
    3) знакомство с культурой Германии и Франции;
    4) практическое использование иностранных языков при изучении географии
    5) закрепить навыки использования ИКТ для самообразования
    Ход урока:
    1. Организационный момент – вступительное слово учителя географии Парамоновой Тамара Александровна
    Ребята! При изучении зарубежной Европы в 10-ом классе мы давали общую экономико-географическую характеристику региона, узнали особенности населения и хозяйства стран Европы, но сегодня на уроке нам предстоит более подробно познакомиться с достопримечательностями двух экономически развитых стран – Германии и Франции. Задача урока - закрепить ваши умения использовать иностранные языки для получения более полной  информации об огромном рекреационном потенциале этих стран в рамках завершающего урока в модуле « Европа» - Единство культур. (2010 год объявлен годом Франции в России).
    Мы остановимся на туристической деятельности данных стран. Ведь туризм побуждает миллионы людей к мирному и взаимовыгодному сотрудничеству. Международный туризм затрагивает такие важные глобальные проблемы, как сохранение природного и культурного наследия, экологическую безопасность населения и прочее. Туризм в своей основе направлен на мирное сближение культур.
     Европа обладает огромным рекреационным потенциалом, делающим её одним из крупнейших мировых центров международного туризма и отдыха. Из 20-ти стран мира, имеющих наиболее крупные денежные поступления от туризма, 13 стран – это европейские страны, среди них Германия и Франция. Большой привлекательностью для туристов обладают культурно-исторические памятники. 
    На территории Европы объекты всемирного наследия весьма многочисленны. Их 299 (на 2003 год), что составляет более 40% от общего числа подобных объектов в мире.
    Европа – один из древнейших центров мировой цивилизации. Не случайно, что в регионе особенно преобладают объекты культурного наследия – их 276.
    2. Задание на повторение.
    Но прежде чем мы будем знакомиться с достопримечательностями Германии и Франции, вам необходимо выполнить задание на повторение: используя листы ватмана, вы должны создать плакат-презентацию стран, вспомнив известные факты, особенности природы данных стран и через 5 минут прокомментировать тезисы своих работ.
    Выступления-комментарии учащихся от каждой группы ( 1 группа-Германия, 2 группа-Франция). 
    3. Изучение нового материала. Интеграция географии с немецким и французским языками. (Учитель немецкого языка - Лошакова Ольга Ивановна, учитель французского языка – Никулицкая Татьяна Борисовна).
    Опережающее домашнее задание - презентации учащихся о достопримечательностях Германии и Франции (по 3 человека от каждой группы).
    Дети рассказывают о достопримечательностях стран на немецком и французском языках, на экране презентация на русском языке.
    4. Учителя иностранных языков дают карточки-задания для учащихся на немецком и французском языках (подготовка 2-3 минуты).
    5. Анализ результатов работы на немецком и французском языках.
    6. Закрепление материала – учитель географии Парамонова Тамара Александровна.
    Какие достопримечательности особенно запомнились вам? Что бы вы хотели посетить во время вашей поездки в данные страны? (французская группа о достопримечательностях Германии, немецкая группа о достопримечательностях Франции).
    7. Домашнее задание. Выполнить творческое задание: написать эссе на тему: «Сотрудничество в области культуры и экономики – Россия-Франция; Россия-Германия».
    8. Оценивание деятельности учащихся на уроке.
    9. Общий итог урока.