05.04.2023

Особенности общения с дошкольниками 05.04.2023

Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И для того, чтобы избежать этих трудностей, нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Особенно важным общение с взрослым является в первые семь лет жизни, и чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослым.

С самого рождения потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении, которая остается у ребенка на всю жизнь. В младенческом возрасте, она является единственной, и удовлетворить ее не так трудно. Нужно просто чаще улыбаться младенцу, разговаривать с ним, ласкать его.

После шести месяцев и практически до трех лет взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть.

Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Такая форма общения остается главной в общении ребенка со взрослым на протяжении всего раннего возраста (до трех лет).

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих.

К трем годам общение между ребенком и взрослым – это уже разговор двух собеседников, который предъявляет новые требования к поведению взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представления о мире. Детей этого возраста интересует все. И почему? Главное - чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались не замеченными.

В дошкольном возрасте складывается новая потребность - потребность в уважении со стороны взрослого. Потребность в уважении, в признании становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению. В поведении детей это выражается в, том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания.

Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы тут опять же может дать только взрослый.

Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и с ровесниками.

Потребность во взаимопонимании - отличительная особенность личностной формы общения. Если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый, это может сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления «быть хорошим» значительно, более полезным окажется поощрение правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию - это поощрение его успехов, похвала.

Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили.

Прежде всего, конечно же, нужно внимательно наблюдать. По каким поводам ребенок чаще всего обращается к взрослому? Требует ли оценки своих действий? Задает ли вопросы? Все это можно выяснить, наблюдая за ребенком.

Необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнера и обращение каждого направлено на ответ другого.

Статью подготовила педагог-психолог корпуса 816, Голубкова Галина Гурьевна.