В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается структура и функции головного мозга ребенка. Представление об окружающем мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочитании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами.
Важность развития мелкой моторики заключается в следующем:
-двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых зон» и положительно действуют на кору головного мозга ребенка;
-развитие высших свойств сознания.
Через мелкую моторику развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и речевая память - формирование сенсорной координации.
С помощью зрения ребенок изучает окружающий мир, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Когда ребенок вырастет ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
В. А. Сухомлинский считал, что на кончиках пальцев детей находятся их способности.
В наших групповых помещениях есть пространство предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук: уголок изо деятельности, игрушки - шнуровки, кубики, различные пирамидки, кубы-сортеры, пазлы, пазлы-вкладыши, игры с прищепками и липучками и многое другое.
Дети с удовольствием занимаются. Этот уголок у них самый любимый.